Skip to content

Методики тренировок

Первым шагом в освоении пилотажа является изменение отношения к полетам. Разница между полетами для удовольствия, и целенаправленной соревновательной тренировкой такая же как в любом другом виде спорта.

Сначала тяжело заставить себя летать однообразные упражнения, полет за полетом отрабатывая тот или иной элемент. Но потом это входит в привычку и от этого начинаешь испытывать удовольствие. Вот этот момент и является самым важным.

Пилоты делятся на талантливых, таких как Кайзер, Джески, Карье, Сильвестри, наш Бутузов или Юра Роговой. И трудолюбивых. Это не значит что талантливые лентяи, они тоже трудолюбивы. Но если Вы не талантливы, то придется впахивать вдвойне. Впахивать так, что от полетов будет тошнить и захочется выбросить передатчик из за отсутствия быстрого и видимого прогресса. Это второй важный психологический момент- надо перебороть себя и продолжить.

Каждый из пилотов тренируется по своей, подходящей ему методике,

и претердовать в этом вопросе на абсолютную преминимость предлагаемых мной упражнений я не буду. Может кому-то что-то покажется неправильным.

Итак, с чего начать?

Три основных столпа классического пилотажа это Удаление, Уровень, и Вертикаль.

Первое и основное упражнение, необходимое для формирования правильных навыков- «вертикальная коробочка.»

Самолет выполняет прямой горизонтальный полет на постоянном удалении (150-175м) и постоянной высоте (том самом нижнем уровне), вдоль всей базы, затем, выполнив четверть петли переходит в вертикальный набор высоты, дойдя до верхнего края зоны выполняет еще четверть петли и переходит в горизонтальный «перевернутый» полет, (фактически половина квадратной петли) опять пролетает до противоположного края зоны, и выполняет половину квадратной петли вниз. Попробуйте выполнить в одну и другую сторону. Это не так просто как кажется, особенно при наличии ветра. Как только начнет получаться, добавьте к этому упражненю полубочки посередине каждой из прямых (как горизонталей так и вертикалей). Особое внимание уделяем управлению по рысканью. Т.е. По удалению траектория самолета должна исправляться исключительно рулем направления, и ни в коем случае не креном. Иначе вместо горизонталей будут получаться змейки.

Нет возможности летать на улице- летайте в симуляторе. Чем больше тем лучше. И летайте именно упражнение. По моему мнению симулятор просто необходим, он никогда не заменит настоящих полетов, но позволит выработать устойчивые рефлекторные навыки управления. Впрочем, это вы и без меня знаете. Поверьте, это гораздо сложнее чем научиться подвешивать самолет и подметать хвостом полосу.

Итак, симулятор. Помогает ли симулятор в освоении пилотажных комплексов, какой симулятор выбрать?

Я использую Aerofly Pro Delux. Со всеми дополнениями, легально приобретенный продукт. К сожалению, моделирование ветра в данном симуляторе сделано не лучшим образом. Углы, необходимые для корректировки полета модели в реальной жизни не соответствуют таковым в симуляторе. Поэтому тренировки в симуляторе провожу в штиль. Скорость симуляции -111 процентов. Так мне кажется наиболее реально. Можете для начала поставить и 100, будет чуть медленнее чем в реальности. Модель- Beryll. Очень похож на мой Azurit в реальной жизни, за исключением того, что больше чем реально приходится давать ручку от себя в перевернутом полете. В остальном довольно похоже, для положительных штопорных приходится уменьшать росходы на передатчике, отрицательные выполняет без проблем со штатными расходами.

Первый и необходимый навык, которому стоит учиться с помощью симулятора- работа рулем направления в горизонтальном полете как в прямом так и в перевернутом а также на вертикалях. Второй важный навык- медленная бочка, как с прямого так и с перевернутого полета.

Что нужно чтобы научиться летать комплекс?

Первое и самое главное- надо поглубже затолкать свой порыв слетать весь комплекс сразу. Это не касается навыков выполнения «темных» комплексов, выполняемых с «листа».

Т.е., как это не парадоксально… забываем про комплекс в целом.

Обычно, я делаю анализ изучаемого комплекса, основываясь на схеме, и на основании этого анализа составляю для себя несколько «круговых» ( т.е. таких которые можно лететь замкнутым циклом) упражнений, состоящих максимум из 4-5 фигур. Таким образом, проблем с запоминанием не возникает, и, что не маловажно, вам не нужен помощник.

Применительно к комплексу P-11, например, первое упражнение может быть таким- Фигура «М», Половина кубинской восьмерки с двумя четвертями бочки на подъеме, затем две медленные бочки в разные стороны вращения ( до этого момента повторяем комплекс), а потом вместо фигуры 4 выполняем вертикаль и срывной разворот (можно разнообразить вертикаль восходящей штопорной бочкой), и после срывного выполняем этот мини-комплекс еще раз.

Таких мини упражнений можно составить массу, на основании имеющегося комплекса, только обращайте внимание на направление полета.

Я намеренно не буду расписывать упражнения которые выполняю я, каждый сможет, немного потренировавшись сделать это самаостоятельно, и в последствии делать это легко, глядя на схему комплекса непосредственно перед полетом. Так шаг за шагом вы будете совершенствовать технику комплекса, одновременно стоит один из полетов в тренировку посвящать выполнению нескольких фигур комплекса что называется «подряд». Допустим, сегодня делаем 5 фигур комплекса в полете. Остальные 4- 5 полетов тренировки делаем упражнения-связки. На следующей тренировке делаем уже 6 фигур комплекса, остальные полеты- упражнения-связки. И так далее.

Кроме того, такая схема поможет избежать однообразия, ведь каждый день можно придумывать новые и новые связки.

Опять повторюсь, легко не будет, но вы будете удивлены прогрессом, которого сможете достичь занимаясь по предложеной схеме.

Перед каждым, практикующим пилотаж, встает вопрос, как выстроить систему тренировок после освоения горизонтального полета и более менее-вертикалей. (та самая вертикальная «коробочка» которая была описана мной раньше.?

Если мы псомотрим на любой пилотажный комплекс, то можно выделить несколько «базовых» элементов, из котори комплексы состоят. Это опять же- горизонтальные линии, вертикали, далее- линии под 45%, петли и полупетли, а также бочки (полубочки, бочки с фиксациями, штопорные).

И если сделать для себя разбор любой из фигур, то она как раз состоит из перечисленных элементов.

Соответственно, для уверенного освоения последовательностей указаных элементов и построены нижеуказаные упражнения.

Урок первый- разворот половиной кубинской восьмерки.

1. Осваиваем разворот по краю зоны. половиной кубинской восьмерки.

как выполнять:

Самолет на постоянном удалении выполняет горизонтальный полет практически до края пилотажной зоны, затем выполняет 5/8 петли, оказываясь в перевернутом полете на диагонали в 45 % в направлении полета, противоположном началу фигуры. продолжает полет этой диагонали, на середине диагонали выполняет полубочку, и, пролетев такой же отрезок диагонали, который был выполнен до полубочки, выходит в горизонтальный полет, фактически, выполнив 1/8 петли.

На что обратить внимание:

— работа газом, газ сбрасывается после прохождения верхней точки радиуса петли, но не в самой верхней точке, а чуть позже. Потом вы сами научитесь определять для себя этот момент. И добавляется в момент выхода в горизонтальный полет, на том самом радиусе в 1/8 петли.

— Радиус выполнения 5/8 петли и радиус выхода из нисходящей диагонали в горизонт (1/8 петли) должны быть ОДИНАКОВЫЕ.

— Полубочка выполняется четко на середине диагонали.

Далее самолет пролетает в горизонтальном полете практически до противоположного края зоны, и выполняет такой же разворот половиной кубинки на противоположном краю.

Научились и стало легко? Усложняем

Попробуйте выполнить тоже самое из перевернуого полета.

Попробуйте выполнить такой же разворот но не от края зоны а от центра — т.е. сначала 1/8 петли входим на восходящую диагональ под 45 градусов, затем полубочка, и 5/8 петли.

Опять легко? Совмещаем упражнение, по одному краю делам из прямого горизонтального полета, затем на центре зоны выполняем полубочку, и по другому краю зоны, таким образом, выполняем то-же самое из обратного полета.

Сейчас не сезон? Пробуйте в симуляторе! Уверяю Вас, что вы изумитесь насколько криво будет получаться, и поймете что упражнение не такое уж и простое.

Для пущего контроля в симуляторе включите отображаемый шлейф за моделью.

Автором материала является Дмитрий Загитов. Публикуется с любезного разрешения автора.