Skip to content

Про полетные режимы пилотажной модели

Каждый из пилотов, осваивающих, без преувеличения, сложнейший класс радио-управляемых пилотажных самолетов F3A на определенном этапе сталкивается с необходимостью настройки «режимов» полета своего спортивного снаряда.

Конечно, при определенной сноровке можно отлетать весь комплекс что называется «на ручке», используя один полетный режим, с максимальным отклонением рулей и заранее выставленными экспонентами. Но возможности современной аппаратуры позволяют значительно облегчить жизнь пилота, сосредоточившись, в первую очередь на соблюдении траектории полета.

Реализация полетных режимов реализуется различными способами на радио-аппаратуре разных марок. На широко используемых в профессиональном спорте Futaba 14 MZ и Futaba 18 MZ полетные режимы могут быть запрограммированными как через «conditions», так и посредством использования двойных (или тройных) расходов по каждому из органов управления, с отдельно настраиваемыми экспонентами.

В рамках данной заметки я не ставлю своей задачей рассказать о способах программирования аппаратуры, хочу лишь остановиться на основополагающих принципах создания таких режимов.

Приступать к программированию полетных режимов стоит после осуществления «основной» настройки самолета, а также «базовой» настройки необходимых микшеров, ибо корректировка микширования может понадобиться для каждого из полетных режимов.

В своей практике я использую следующие полетные режимы:

1. Взлет-посадка. Характеризуется повышенными, относительно нормального полетного расходами элеронов и руля высоты. Является абсолютно необходимым для осуществления безопасной посадки в условиях повышенной турбуленции и сильного бокового ветра.

Многократно наблюдал, как «прикладывают» модель на посадке в сложных метео условиях именно из за недостатка расходов рулей. Включается переключателем, реализован у меня через «conditions»

2. Полетный режим. Включается переключателем, так же реализован через «conditions»

Характеризуется максимально возможным отклонением руля направления, с большой (80-90%) экспонентой. Что позволяет мне не переключаться на другой режим при выполнении «срывного разворота», а так-же иметь значительный запас расходов РН для выполнения «вписанных» фигур. Минус такого выбора- сложность дозирования отклонения РН при выполнении бочек, как медленных, так и фиксированных.

Руль высоты имеет расходы, достаточные для выполнения радиуса треугольной и квадратной петли при малом (на дистанции 140 метров) размере комплекса, с небольшим запасом. Экспоненты РВ малые- 20-25 pct

Расход элеронов настраивается таким образом, чтобы достаточно энергично можно было выполнить вращение на 4-х точечной фиксированной бочке. Экспоненты средние — 35-45%

Внутри полетного режима имеются подрежимы «штопорная бочка» У меня их 2 — для выполнения «положительной» и «отрицательной» штопорных бочек, левая и правая бочки у меня идентичны в связи с использованием системы контр-вращения винтов. В случае использования классической одно-винтовой винто-моторной группы правая и левая бочки так-же настраиваются по разному.

Программирование под-режимов штопорных осуществлено через «двойные расходы», включение осуществляется «логическим» выключателем при одновременном отклонении руля высоты и элеронов в позиции, близкие к максимальным. Однако, можно настроить включение любым способом, как «логикой» так и выключателем.

Расходы рулей в под-режимах «штопорная» — Элероны — Примерно в два — два с половиной раза больше расходов для нормального полета, Руля высоты- примерно в два раза меньше. Руля направления- порядка 40-45 процентов от максимала.

Повторюсь, расходы отдельно настраиваются для положительной и отрицательной штопорной.

Так же в рамках полетного режима настроены две кривые газа. Одна из которых подразумевает отключение «тормоза» воздушного винта. Реализовано- выключателем.

3-й и последний режим- штопор. Реализован так-же через conditions, включается выключателем. Характеризуется практически максимальными отклонениями РН и РВ, а так-же отклонением элеронов примерно в 70 процентов от максимального (во время штопорной) — Элероны необходимы для «перекладки» вращения в штопоре. Ни при вращении ни при вводе в штопор элероны я не использую. Мой самолет выполняет «честный» штопор. Однако, на некоторых моделях может потребоваться небольшая «подработка» элеронами при вращении. Экспоненты настраиваются таким образом, чтобы не-было резких различий при переходе из режима «нормальный полет» к режиму «штопор» в области отклонений стиков до 20-25 процентов от средней точки.

Сами по себе настройки режимов вряд-ли помогут лететь значительно ровнее, но, безусловно, при прочих равных способны помочь спортсмену достичь более высоких баллов и, в конечном счете, победы над соперником.

Автором материала является Дмитрий Загитов. Публикуется с любезного разрешения автора.